Дзюдо - путь к наиболее эффективному использованию духа и тела. Выражая главное направление своей системы воспитания, основатель этого вида Дзигоро Кано пишет: «Сущность дзюдо в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю».
Не сразу Кано пришел к основным принципам своей системы. Его знаменитая формула гласит: «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладая силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий».
Большое значение Дзигоро Кано придавал достижению максимального результата. Это означает, что целью схватки дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимальных усилий. Он говорил: «Максимальный результат – фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведении в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни».
Будучи последователем самурайских традиций, доктор Кано в своих теоретических разработках отталкивался от идей дзэнского патриарха XVII века Такуана, изложенных в двух секретных трактатах, переданных основателям школы Кито-рю. Такуан утверждал, что победа может быть достигнута в сочетании твердости духа и концентрации воли с естественной свободой движений. Внутренняя «пустота», рассеянное сознание, не сконцентрированное ни на чем, непоколебимое спокойствие, предельное самообладание - качества, обеспечивающие адепту боевого искусства успех. Эмоциям места не остается.
Свои философские труды Дзигоро Кано подписывал – Кити Сай (Вместилище единства). Укрепление тела и духа каждого человека, посредством занятий дзюдо, должно привести к всеобщему процветанию. Принцип «Взаимного благоденствия» Кано трактовал следующим образом: «Если подходить к вопросу с точки зрения глобального единства и связи вещей, то цель, взаимное благоденствие, также следует отнести к средствам, а именно к наиболее результативному приложению силы. Хоть здесь, казалось бы, два различных понятия, в сущности они воплощают одну и ту же доктрину – о всеохватном единстве, в которое наиболее результативное приложение силы распространяется на все сферы человеческой деятельности – и более ничего». В этом Кано проявляется как последователь классических философско-религиозных учений древнего Востока, тесно связанных с практикой боевых искусств.
«Поддаться – чтобы победить». Высшая степень владения дзюдо – умение уступать во имя победы. Человек падает, если теряет равновесие и не успевает его восстановить. Вызывает уважение рациональный подход Дзигоро Кано к проблеме тандэна, средоточия биоэнергии, благодаря концентрации которой, согласно традиционному подходу адептов в восточных боевых искусств, можно достичь выдающихся результатов. Основатель дзюдо рассматривал тандэн прежде всего как центр тяжести человеческого тела. Законы механики, теория равновесия в приложении к специальной акробатике были подробно им изучены и соответствующим образом интерпретированы. В дзюдо подробнейшим образом разработан раздел кудзуси (выведения из равновесия). Правильное исполнение кудзуси – это половина дзюдо, ибо человека, твердо стоящего на ногах, бросить невозможно.
Большой интерес в плане понимания философских аспектов на нынешнем этапе развития дзюдо имеет статья знаменитого дзюдоиста Ясухиро Ямаситы, опубликованная в июне 2003 года. «В 15 лет, когда мой вес достиг 120 кг, а рост 180 см, господин Рейцуке Сираси (один из тренеров Ямаситы – авт.) говорил мне: «В будущем, когда ты станешь выступать на чемпионатах Японии и чемпионатах мира, ты встретишь противников тяжелее тебя». Поэтому мне не разрешалось применять технику, использующую преимущества большого веса, например, Maki – komi (бросок захватом руки под плечо). Для выработки более скоростного стиля дзюдо учитель дал мне такие указания:- отрабатывать приемы в движении;- работать над Ashi – Waza (техника борьбы ногами);- по возможности избегать плотных захватов;- никогда не применять Maki – komi;- нарабатывать комбинации из трех-четырех приемов». Обратим внимание на то, насколько четкими и краткими оказались цели занятий, насколько грамотно с точки зрения философии они поставлены. Задача достижения преимущества при минимальных затратах энергии исходила из конкретных данных спортсмена.
Философское отношение к занятиям в клубе Сираиси выражалось следующими принципами:- цель занятий дзюдо – стать хорошим гражданином. Поэтому ты должен уделять внимание и учебе, и дзюдо. Если постараться, то ты сможешь это сделать;- помни пословицу: «Самое ценное часто оказывается рядом»;- когда тигр умирает, остается его шкура. Аналогично, когда вы умрете, ваше имя должно остаться. Возможность достичь вершины есть у каждого. Я хочу выпустить из клуба одного-двух всемирно известных дзюдоистов. Очень привлекательным, на первый взгляд простым, выглядит наставление следующего учителя Ямаситы Нобуюки Сато:- не обольщайся своими достижениями в дзюдо. Лишь несколько дзюдоистов были гениями. Беда в том, что чем сильнее ты становишься, тем больше внимания на тебя обращают. Если ты начнешь зазнаваться, то проигрываешь. Пока ты еще не первый в табели о рангах;- старайся избегать травм. Неважно, насколько ты силен, - ты не сможешь бороться, если травмировал или болен. В большинстве случаев и травму, и заболевание можно предотвратить. Ты должен тренироваться, не выходя за пределы своих возможностей. Постепенно твои возможности будут расширяться, но с другой стороны, ты должен заботиться о себе, не допуская умственного и физического переутомления. Ты должен быть достаточно смел, чтобы отказываться от приглашений и не обращать внимания на отвлекающие моменты.- ты должен осознать, что на каждом уровне соревнований тебе дают только один шанс. Сумев использовать эту возможность, ты получаешь следующую.
Продолжатель философского учения учитель Сато, отвечая на благодарность Ямаситы сказал: «Я не давал тебе советов, потому, что идеальный борец в моем понимании – это не тот, кто следует моим советам, а тот, кто думает и действует самостоятельно». Имея достаточный опыт, Ямасита вывел свои принципы достижения цели:- используй полезные советы учителей;- используй время для самостоятельной разработки своей стратегии;- используй получение важной информации при любой возможности. Развивая свой философский подход к занятиям дзюдо, Ямасита придает важность настрою работать лучше и вере в свои возможности. Призывая к использованию любой возможности узнать что-то новое, он предлагает наблюдать за тренировками других спортсменов.- Не тратьте время, дожидаясь своей очереди выйти на ковер. Лучше используйте эту возможность для наблюдения. Даже пропуская занятия из-за травмы, наблюдайте за тренировками других. Сосредоточьтесь на технике, против которой вы хотите наработать защиту;- уйдите в сторону, если вашу технику изучает ваш соперник. Показывайте свою лучшую технику более слабым, добиваясь понимания ее потенциала;- понимая механизмы эффективности техники, можно избежать лишних страхов;- хорошо выполнив прием, не думайте, что это удача. Вы должны проанализировать ситуацию и попытаться повторить ее. Вы должны развить свой «случайный» успех и превратить его в важный элемент своего технического арсенала;- всегда задавайте вопросы и не успокаивайтесь, пока не добьетесь ответа.
Таким образом, традиции Востока по передаче информации из поколения в поколение позволяют сохранять богатейший историко-философский опыт. Еще большее уважение вызывает то обстоятельство, что такое отношение помогает и дальше совершенствовать и развивать философскую мысль уже в современной интерпретации. Исследуя философские вопросы единоборств, можно с уверенностью говорить о большом прикладном значении этих видов спорта. В России данные философские постулаты могут заполнить брешь, образовавшуюся в связи с отсутствием, привычной нашему слуху, идеологии. Обратимся к высказываниям Дзигоро Кано, который говорил о своем виде, что он помогает человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Еще более существенно – это средство обучения применению другого важнейшего принципа – дзита кеэи, «взаимопомощь и сотрудничество». В применении к общественной жизни, принципы Кано – прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение. Пять принципов дзюдо с успехом заменят различные Кодексы.
Восточная философия как часть мудрости не потеряла своей жизненности и актуальности. Она обращена к каждому, кто желает понять загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизации, морали, идеологии, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных материальных приобретений ради того, чтобы понять и войти в мир. Дальнейшее развитие философской мысли, с использованием философских аспектов всех видов единоборств позволяет глубже подойти к главному на сегодняшний момент вопросу: воспитанию подрастающего поколения в нашем новом государстве. Это дает надежду на перспективу получить в будущем людей со здоровой психикой и прекрасными этическими и физическими возможностями.